Оперативно. Доступно. Эффективно.

Реализация налогового учета в автоматизированных системах.

Автоматизация налогового учета связана с рядом методологических и технических затруднений , вызванных различиями в оценке аналогичных активов и хозяйственных операций для целей бухгалтерского и налогового учета. Эти проблемы решаются в частности путем соотнесения данных бухгалтерского и налогового учета, а также построения такой модели производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которая позволяла бы автоматически трансформировать данные бухгалтерского и иных типов учета в данные налогового учета. Алгоритмы решения подобных задач различаются в зависимости от выбранной автоматизированной системы.

Краткое описание реализации налогового учета в системах “1С”.

Налоговые регистры типовой версии “1С:Бухгалтерия” полностью совпадают с регистрами, предложенными МНС России. Налоговый учет в “1С” можно вести двумя способами – совместно с бухгалтерскими  или отдельно, что указывается в настройках системы.

Способ совместного ведения бухгалтерского и налогового учета предполагает, что при отражении в учете данных первичного документа автоматически формируются учетные записи по счетам как бухгалтерского, так и налогового учета. Однако это происходит только в случае идентичного отражения факта хозяйственной деятельности для обоих типов учета. Если же способы отражения операций различны, то в первичных документах формируются только бухгалтерские учетные записи, а налоговые формируются в этой же базе отдельно. Также возможна настройка автоматического формирования налоговых проводок и регистров, отличных от предложенных МНС России.

Для налогового учета используются счета налогового учета и аналитические признаки (субконто). Например, аналогом счета 01 (основные средства) в налоговом учете является счет H0501. В роли аналитических признаков счета H будут выступать объект основного средства и условия его поступления (приобретение за плату, возведение собственными силами, безвозмездное получение и т.д.).

При раздельном способе ведения бухгалтерского и налогового учета в первичных документах формируются бухгалтерские учетные записи, а в конце отчетного периода формируются сводные документы налогового учета, агрегирующие бухгалтерские данные для формирования налоговых учетных записей. Перед проведением в учете налоговых документов бухгалтер вносит в них необходимые изменения и дополнения. Как правило, такой вариант используют компании, в которых налоговым и бухгалтерским учетом занимаются разные специалисты. В рамках данной статьи этот вариант не рассматривается.

Правильность учета операций. 

Основной проблемой, с которой сталкивается предприятие при формализации методологии налогового учета, является правильное отражение хозяйственных операций в аналитических налоговых регистрах. Чтобы верно классифицировать хозяйственные операции для целей налогового учета, бухгалтер, занимающийся регистрацией хозяйственных операций, должен иметь высокую квалификацию и хорошо разбираться в часто меняющемся налоговом законодательстве. На крупных предприятиях, где регистрацией хозяйственных операций занимаются десятки бухгалтеров, столь высокие требования к их квалификации вряд ли выполнимы. Это приводит к появлению большого количества ошибок. Возможны даже случаи, когда одни и те же хозяйственные операции в разных подразделениях отражаются по-разному. Поэтому автоматизированная система должна позволять контролировать правильность отражения в налоговом учете той или иной операции.

Для контроля правильности отражения данных в налоговом учете в “1С” предусмотрен механизм сверки данных. Это типовой отчет, в котором отражаются хозяйственные операции за период и их различия в бухгалтерском и налогом учете. Детализируя ту или иную операцию, можно увидеть, какие документы с ней связаны. Поэтому при возникновении “подозрительных” сумм можно выявить источники их появления и откорректировать их.

Расчет себестоимости.

Серьезной задачей при организации налогового учета на предприятиях со сложной структурой, большим количеством вспомогательных производств и сложным технологическим процессом является правильное формирование себестоимости продукции, работ и услуг. Произведенная продукция оценивается в налоговом учете по прямым статьям затрат, состав которых в налоговом и бухгалтерском учете, как правило, различен. Кроме того, многим предприятиям приходится переклассифицировать  затраты.

Типовая конфигурация 1С:Бухгалтерия не ориентирована на работу в многопрофильных структурах со сложным технологическим процессом.  Для этого существуют специализированные конфигурации.

Рассмотрим один из вариантов решения проблемы переклассификации затрат. Поскольку в 1С нет понятия “постирования документа”, такая переклассификация может быть выполнена путем прямой корректировки первичного документа. Предыдущее значение при этом будет утеряно. Получить возможность сохранять историю операций можно только после доработки системы.

Учет ТМЦ.

В стоимость материальных ценностей для целей налогового учета не входят некоторые расходы, включаемые в стоимость ТМЦ в бухгалтерском учете. Кроме того, материальные ценности, произведенные собственными силами, должны оцениваться в налоговом учете только по прямым статьям расходов. Таким образом, для правильного формирования налоговой базы по налогу на прибыль должен быть организован параллельный учет товарно-материальных ценностей.

В 1С, если затраты на ТМЦ в налоговом и бухгалтерском учете отражаются одинаково, то система автоматически формирует налоговые учетные записи. Если же учет операции в налоговом учете отличается от бухгалтерского, то при заполнении первичного документа учетные записи формируются только по бухгалтерскому учету, а налоговые учетные записи – отдельно. Эта операция полностью зависит от бухгалтера, формирующего соответствующий документ.

X

Задать вопрос

X

Заказать программу